О том, как предотвратить распространение карантинной белой бабочки, а также других вредителей, уничтожающих уникальную природу Краснодарского края, а также его туристический и сельскохозяйственный потенциал обсудили на площадке регионального отделения Общероссийского народного фронта.
На заседании круглого стола, инициированного депутатом Госдумы от Краснодарского края Натальей Костенко собрались представители Россельхознадзора, прокуратуры, министерства сельского хозяйства, Законодательного Собрания, муниципалитетов края, эксперты ОНФ.
Еще весной к Наталье Костенко обратились кубанские активисты, сообщившие о том, что по территории края почти беспрепятственно распространяется опасный карантинный вредитель – американская белая бабочка. Скорость распространения насекомого в Год экологии приобретают масштабы эпидемии. Особенно страдают приморские территории - Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Но побережьем «хозяйство» этого беспощадного вредителя не ограничивается – в общей сложности на 2017 г. карантин установлен в 41 муниципальном образовании края.
В ответ на обращение депутата Администрация Краснодарского края сообщила, что полномочия по борьбе с вредителем отнесены к федеральным органам.
Россельхознадзор в свою очередь признал, что экономическое значение американской белой бабочки как вредителя для Краснодарского края, где сосредоточены ценные плодовые культуры, очень велико: при уничтожении 20% листвы плодового дерева, урожайность снижается на 10%. Как сообщил в письме Россельхознадзор, он регулярно рассылает муниципалитетам края письма о необходимости проведения профилактических мероприятий. Муниципалитеты, как сообщили и Минсельхоз края и Россельхознадзор, потратили на борьбу с бабочкой в 2017 г. порядка 8 млн руб. В связи с чем, по итогам года карантин был снят в 29 карантинных фитосанитарных зонах. Тем не менее усилия властей не дали нужного эффекта в Анапе, Новороссийске, Краснодаре, Сочи, Курганинском, Лабинском, Мостовском, Темрюкском, Красноармейском, Динском, Кавказском и Северском районах. В настоящее время муниципалитетами начата работа по планирование работ на следующий год, сообщалось в письме.
И обсуждение проблемы на круглом столе дало представление о том, почему это произошло.
Прежде всего, представитель Россельхознадзора пожаловался на недостаток кадров для ведения полноценной работы по борьбе с вредителем. В связи с чем, большая часть работы перекладывается на муниципалитеты.
Кроме того, как отметил Россельхознадзор, проведение работ по борьбе с американской белой бабочкой часто проводилось несвоевременно, что привело к неэффективным результатам данных мероприятий. Причиной этого стало как отсутствие согласованного между Россельхозом, Минсельхозом и муниципалитетами действий, так и несвоевременное проведение торгов и закупок на предоставление услуг по обработке пораженных вредителем территорий.
Вот и на следующий год, по анализу активиста проекта «За честные закупки» ОНФ Сергея ВервеИна, никаких закупок не запланировано ни в одном муниципалитете, нет представления и о площадях, которые необходимо будет обработать.
Муниципалитеты в свою очередь пожаловались на недостаток полномочий по работе с населением в этой сфере. В связи с этим, борьбы с вредителем ведется только на муниципальных землях, а на частных участках вредитель остается. За частные же угодья отвечают собственники, на которых органы местного самоуправления повлиять по закону не могут. Остается надеяться на сознательность этих людей, но эти ожидания не всегда оправдываются, особенно ярко проявляется это на территории садоводческих хозяйств.
Также участники встречи обратили внимание на крайне низкие санкции в отношении людей, которые не хотят бороться с вредителями на своей территории – 300 рублей для физических лиц, 500 для частных предпринимателей и от 5 до 10 тысяч для юридических лиц. Несколько выше штрафы в региональном Кодексе об административных нарушениях, но против их применения выступает прокуратура, которая видит в этих действиях противоречие федеральному законодательству, сообщил секретарь комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Андрей Булдин.
По словам начальника отдела внутреннего карантина растений и семенного контроля управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю Владимира Абросимова, давно назрела необходимость внесения изменений в федеральное законодательство. Наказания для нарушителей должны быть гораздо строже, штрафы за игнорирование требований по борьбе с вредителями растений – намного выше. Также нужно пересмотреть подход к особо охраняемым природным зонам, которых в Краснодарском крае немало. Сегодня здесь законодательно запрещено применение химических и биологических препаратов, но форс-мажорная ситуация с белой бабочкой требует незамедлительных действий и на этих территориях.
Наталья Костенко пообещала рассмотреть в ближайшее время возможность внесения необходимых изменений в соответствующие федеральные законодательные акты. Тем более, что перечень опасных вредителей на территории края белой бабочкой не ограничивается. В федеральные СМИ попала лишь трагическая история с уничтожением бабочкой-огневкой всех реликтовых рощ самшита колхидского на территории края, но менее серьезную угрозу для растений представляют также клоп-кружевница, который способен уничтожить насаждения кавказского дуБа, составляющего до 70% лесных насаждений в крае, мраморный клоп, уничтожающий орех, и другие вредные насекомые, завозимые на территорию Кубани из других стран.
«В этом вопросе определенно существует недооценка происходящих процессов. Необходимо провести расширенный экологический мониторинг и сформировать эффективную научную основу борьбы с вредителями растений, особенно с американской белой бабочкой, распространение которой происходит пугающими темпами. И, конечно, наладить качественное взаимодействие между ведомствами и уровнями власти. Поскольку насекомое административных границ не признает, то разобщенность действий создает для него благоприятные условия распространения. Закупки средств борьбы с вредителями в муниципалитетах также производятся несвоевременно, в итоге не соблюдается необходимый график обработок. В результате деньги выбрасываются на ветер. Никто не может прогнозировать форс-мажорные обстоятельства, но не надо хотя бы их создавать, не предпринимая своевременных мер по борьбе с вредителем! Мы будем продолжать сотрудничество по решению этой проблемы с руководством края и федеральными ведомствами, по необходимости вносить изменения в федеральное законодательство, чтобы повысить эффективность работы. Речь идет уже не просто о борьбе с вредителями растений, речь идет о спасении природы Краснодарского края, поэтому медлительность в этом вопросе недопустима», - подвела итоги заседания круглого стола Наталья Костенко.