Такое мнение высказала на ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Благотворительность в России» заместитель председателя комитета Государственной думы по контролю и регламенту Наталья Костенко. Основной вопрос, который был вынесен на пленарное заседание конференции «Нужна ли оценка благотворительности?» Депутат отметила, для того чтобы понять кто, как и кого должен или не должен оценивать нужно ответить на вопрос «А зачем?».
«Если говорить в целом о решении задачи развития благотворительности и повышения доверия к ней жертвователей, то здесь первую скрипку должно играть само сообщество, а не государство. Наиболее подходящим методом оценки мог стать ежегодный рейтинг крупнейших благотворительных фондов. Для попадания в данный рейтинг важны такие понятия как репутация, работа с общественным мнением, количество привлеченных средств и волонтеров, масштабы решаемых проблем, способность управлять большими проектами. Такая оценка позволит создавать и пропагандировать высокие стандарты работы благотворительных организаций в стране, а также распространять лучшие практики их работы. И вмешательство государство тут не нужно. Это вопрос саморегулирования в первую очередь.
Совсем другой подход требуется в оценке качества работы благотворительных организаций, работающих с государством и на государственные деньги. Важными составляющими тут должна быть – актуальность решаемых проблем ситуации в конкретной территории, прозрачность и эффективность деятельности НКО. И тут Государство, безусловно, должно участвовать в оценке. Однако, пока оценка эффективности проектов благотворительных организаций, к сожалению, в большей степени напоминает «палочную» систему, применяемую государством в контрольно-надзорной деятельности, где важно количество проверок и наложенных штрафов, а не улучшение работы предприятий. Например, работа различных «горячих линий» оценивается по росту количества звонков, в то время как главным показателем их эффективности должно стать решение проблемы, вызывающие звонки, что неминуемо приводит к сокращению числа обращений. К счастью, государство от этой системы отходит – эффективность проверяющих структур будет оцениваться по сокращению аварий и травм на производствах. То же должно происходить и в других сферах. Однако, надо учитывать также, что критерии оценки должны быть гибкими, потому что подходить с одним мерилом к теме профилактики наркомании среди подростков и помощи неизлечимо больным детям или умирающим в хосписах нельзя.
Важно также, чтобы оценивая эффективность благотворительных организаций, государство одновременно оценивало и свою собственную. А именно, насколько эффективно выстроены коммуникации с НКО, чтобы определять какие актуальные программы на той или иной территории, а общественники знали решение каких задач сегодня важно для государства и могли с учетом своего опыта и знаний влиять на коррекцию госполитики в той или иной сфере».