ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СТРАХОВАЯ ОТКАЗАЛА
В ОФОРМЛЕНИИ ПОЛИСА ОСАГО?
В Общероссийский народный фронт поступает все больше жалоб от автовладельцев на неправомерные отказы страховых компаний в оформлении полисов ОСАГО и попытки со стороны страховщиков навязать дополнительные услуги. Чтобы помочь гражданам защитить свои права, юристы проекта ОНФ «За права заёмщиков» подготовили алгоритм действий в подобных ситуациях.
Потребитель должен знать, что при отказе в выдаче полиса ОСАГО страховщик нарушает его права, поскольку:
Согласно Федеральному закону № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г., владелец ТС обязан иметь полис ОСАГО.

В ст. 426 Гражданского кодекса РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается. Отказ не допускается. При этом, согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей», обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена.

В соответствии с п. 14 Правил ОСАГО, автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления от потребителя не имеет права отказывать ему в оказании этой услуги.

Кроме того, в соответствии требованиями Федерального закона №223-ФЗ от 21.07.2014 года, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет за собой привлечение нарушителя к административной ответственности.

Таким образом, в случае если представитель страховой компании отказывает потребителю в оформлении полиса ОСАГО по причинам «отсутствия бланков» и иным причинам, потребителю рекомендуется защитить нарушенные права следующим образом:
Совет 1
Если вам отказывают в оформлении полиса ОСАГО, настаивайте, чтобы вам отказали не устно, а письменно. Для этого обратитесь с письменной претензией в страховую компанию, указав в ней требование оформить полис ОСАГО в разумные сроки (не более 10 дней с даты получения претензии).

В случае уклонения представителя страховой компании от получения претензии, направьте её почтой заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
Совет 2
В случае неправомерного отказа в оформлении полиса ОСАГО обратитесь с соответствующей жалобой в уполномоченные органы: Центральный банк РФ, расположенный по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12 (в электронном виде - через сайт www.cbr.ru), Федеральную антимонопольную службу, расположенную по адресу: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11; Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, расположенную по адресу: 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5-7 (в электронном вид - через сайт www.rospotrebnadzor.ru). Кроме того, гражданин на основании Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» вправе адресовать интересующий его вопрос в прокуратуру по месту своего жительства.
Совет 3
В случае если страховая компания не удовлетворила претензионные требования оформить полис ОСАГО в досудебном порядке, потребителю финансовых услуг, согласно п.4 ст. 445 ГК РФ, рекомендуется обратиться в суд по месту своего проживания (ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей») с иском об оспаривании действий страховой компании. При этом потребитель должен знать, что в указанных спорах он освобожден от оплаты госпошлины (п.3 ст.17 ФЗ «О защите прав потребителей»), и вправе взыскать в судебном порядке неустойку за несвоевременное выполнение страховой услуги (п. 5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей»).
Made on
Tilda