НОВОСТИ

ОНФ предложил властям Краснодарского края принять меры к повышению доступности допобразования для детей-инвалидов
23.08.2016
Половина учреждений дополнительного образования Краснодарского края недоступны для детей-инвалидов, при этом лишь их незначительное число планируется адаптировать в рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2016–2020 гг. На круглом столе в Краснодаре, посвященном решению проблем дополнительного образования в регионе, активисты Общероссийского народного фронта предложили администрации Краснодарского края расширить список учреждений допобразования, которые необходимо адаптировать для детей с инвалидностью.

В круглом столе приняли участие активисты ОНФ, представители службы медико-социальной экспертизы, министерств образования, науки и молодежной политики, труда и социального развития, здравоохранения Краснодарского края, муниципальных учреждений дополнительного образования, представители общественности и экспертного сообщества, родители детей-инвалидов. На мероприятии были представлены результаты мониторинга ОНФ, проведенного в августе этого года с целью выявить организации допобразования Краснодарского края, готовые принять для обучения детей-инвалидов с ДЦП, использующих кресла-коляски. Исследованием было охвачено 100 различных центров, домов творчества, спортивных школ и т.д. Опрос представителей учреждений допобразования проводился по телефону. На вопросы активистов ОНФ, как правило, отвечали руководители учреждений или их помощники. Дополнительно в ходе исследования оценивались сайты организаций на предмет их доступности для незрячих и слабовидящих.

По результатам опроса, 55% учреждений отказались принимать на обучение детей-инвалидов. Из них 47% (31 организация) сослались на отсутствие доступной среды в зданиях и невозможность передвижения внутри их инвалидов-колясочников. 26% (17 организаций) сообщили об отсутствии подготовленного персонала для обучения детей с инвалидностью.

Представители организаций допобразования, не готовых принять детей-инвалидов из-за недоступности зданий, сослались на дефицит средств для создания доступной среды. Так, в частности, они сообщили, что в зданиях и на прилегающей к ним территории среда недоступна: остановки общественного транспорта не оборудованы, стоянки для автотранспорта, перевозящего детей-инвалидов, отсутствуют, нет пандусов, слишком узкие дверные проемы для свободного проезда инвалидной коляски, не оборудованы туалеты, кабинеты для комфортного обучения детей-инвалидов. Мониторинг доступности сайтов для слабовидящих групп населения показал, что менее половины из них имеют специальную версию для незрячих и слабовидящих. В целом на большинстве сайтов отсутствует описание условий доступности для обучения детей с различными видами инвалидности.

Между тем в настоящее время в 124 учреждениях начального и среднего профобразования обучаются почти 500 детей-инвалидов. Из 100 учреждений допобразования, попавших в мониторинг ОНФ, только 16 будут адаптированы для детей с инвалидностью в рамках программы «Доступная среда» на 2016–2020 гг. Активисты ОНФ подчеркнули, что в этих учреждениях не хватит мест для всех желающих детей с инвалидностью.

Участники совещания предложили профильным министерствам края изучить и проанализировать существующие потребности детей-инвалидов в услугах дополнительного образования. По мнению родителей детей-инвалидов, информация о доступности учреждений дополнительного образования для детей-инвалидов должна быть размещена на всех сайтах органов образования и образовательных учреждений. Активисты ОНФ уверены, если президентом России, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным поставлена задача довести к 2020 г. количество обучающихся по дополнительным образовательным программам до 70–75% от всех детей в возрасте от 5 до 18 лет, то это в полной мере касается и детей с инвалидностью. Для решения этой задачи администрация Краснодарского края должна принять комплекс мер по повышению доступности учреждений дополнительного образования.

Для решения этой задачи органы власти отраслей социальной сферы и органы местного самоуправления должны консолидировать усилия с представителями общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, специалистами-педагогами, имеющими опыт работы с детьми-инвалидами. Например, заместитель директора центра «Созвездие» (Краснодар) Светлана Капуста, где в настоящее время 36 детей-инвалидов занимаются вокалом и прикладным творчеством, продемонстрировала присутствующим сувениры, сделанные ее подопечными. Она отметила, что ребята с удовольствием изготавливают такие памятные подарки и одновременно получают профессиональные навыки в сфере народных промыслов. В будущем подопечные центра вполне могли бы зарабатывать этим на жизнь, ведь Краснодарский край – туристический регион и такая продукция здесь востребована. Но она также подчеркнула, что сегодня детский дом творчества доступен не для всех детей с инвалидностью и к десяти ученикам педагоги выезжают на дом, поскольку для них нет условий в «Созвездии».

Одна из мам ребенка-инвалида рассказала о Центре дополнительного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), организованном АНО «Край добра». Она рассказала, что предоставленные Центру горадминистрацией два помещения недостаточны. В Центре сегодня обучаются более 500 детей. По ее словам, допобразование очень востребовано и поэтому нужны дополнительные меры для развития Центра. Также она предложила проводить во всех школах края уроки доброты, которые научат окружающих с пониманием относиться к инвалидам и оказывать им поддержку.

«Когда речь идет об образовании детей, то всегда имеется в виду дошкольное и общее школьное образование. Но ведь очень важна и роль дополнительного образования. Это своего рода реабилитация и абилитация с помощью спорта, искусства, литературы. Дополнительное образование – очень важная ступень в социализации детей с инвалидностью. К сожалению, итоги мониторинга ОНФ на предмет готовности учреждений допобразования принять детей-инвалидов печальны. В то же время президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о том, что инклюзивное образование должно стать важнейшим направлением системы образования в целом. Однако в реальной жизни мы не видим, чтобы чиновники реализовывали это на практике. В системе допобразования в Краснодарском крае включение детей с инвалидностью носит мизерный характер», – отметил эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.

О том, что повышение доступности учреждений допобразования позволит эффективнее решать проблемы социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество, сказала член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко. «У детей-инвалидов, как и у всех ребят, должен быть выбор, в каком направлении развиваться. Но получается, что в настоящее время дети с инвалидностью вынуждены выбирать из того, что есть. А возможности такого выбора сегодня крайне ограничены. Мы знаем много случаев, когда определиться с профессией помогает не школа, а кружки, куда ребята идут с желанием, потому что это не обязаловка, потому что там интересно. Мы должны приложить все усилия, чтобы дети-инвалиды могли всесторонне развиваться и чувствовать себя полноценными членами общества», – отметила она.

Костенко призвала также органы власти активнее привлекать силы общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов к повышению доступности допобразования в крае. Они готовы помогать государству и муниципалитетам не только определить, в чем нуждается то или иное учреждение допобразования с точки зрения физической доступности, но и непосредственно оказывать подобные услуги.

Made on
Tilda