НОВОСТИ

Эксперты ОНФ поддерживают инициативу Минздрава о повышении качества подготовки студентов-медиков
26.08.2016
Совершенствованию качества подготовки кадров для здравоохранения было посвящено заседание рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость». Эксперты Общероссийского народного фронта поддержали инициативу Минздрава РФ о необходимости планомерного повышения финансирования процесса подготовки студентов-медиков, а также обсудили с представителями Минобразования возможности совершенствования методико-технологической базы профильных вузов.

На площадке ОНФ собрались представители Минздрава РФ, Минобразования РФ, комитета Госдумы по охране здоровья, эксперты Народного фронта, чтобы обсудить исполнение поручения президента, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина о внесении изменений в госпрограмму «Развитие здравоохранения» и в порядок формирования госзадания для образовательных организаций высшего и среднего медобразования, предусмотрев их дополнительное финансирование. Данное поручение глава государства дал по итогам форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!», прошедшего в сентябре прошлого года.

Отметим, что Минобрнауки России ежегодно утверждает перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений образовательных программ высшего образования и подготовки научных кадров в докторантуре. В данном перечне определены три так называемые стоимостные группы специальностей и направлений подготовки, различия этих групп заключаются в стоимости обучения, заложенной на одного студента. В настоящее время специальности по здравоохранению относят ко второй стоимостной группе, финансирование которой предусматривает от 70 тыс. до 81,74 тыс. руб. на одного студента. Такие же средства направляются, к примеру, на подготовку инженера, библиотекаря или же специалиста лесной отрасли. Очевидно, что подготовить студента-медика значительно дороже, в том числе из-за обучения на специальном высотехнологичном симуляционном оборудовании, стоимость которого для медицинского вуза составляет около 400 млн руб., а на расходные материалы требуется еще дополнительно до трети от этой суммы в год.

Поэтому эксперты предлагают перевести медицинское образование в третью стоимостную группу, что позволит увеличить подушевое финансирование обучающихся более чем на треть – до 114–133,74 тыс. руб. В целом переход специальностей по здравоохранению в третью стоимостную группу позволит дополнительно получать почти 5,7 млрд руб. на обучение студентов медвузов ежегодно.

«Наша главная цель – обезопасить пациента от врачебных ошибок. Для этого студенты медвузов и проходят обучение на симуляционном оборудовании. За последние шесть лет были пересмотрены стандарты медицинского образования, семинарские часы были заменены на обучение на симуляционном оборудовании. В настоящее время зачастую такое оборудование, которое является очень дорогостоящим, приобретается за счет коммерческого набора студентов, но этих средств не хватает, так как 90% студентов в медвузах, подведомственных Минздраву, обучаются за счет бюджетных средств. Перевод специальностей по здравоохранению из второй в третью стоимостную группу позволит закупать тренажеры для студентов, расходные материалы для их обучения и оплачивать работу преподавателей», – сообщила директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Семенова.

Она напомнила, что в июне Минздрав РФ направил письмо в адрес Минобразования РФ с предложением о переводе специальностей по здравоохранению в третью стоимостную группу, однако ответа от чиновников системы образования пока не последовало. На экспертном совещании, организованном ОНФ, представители Минобразования высказали свою точку зрения по этому поводу.

«Наше ведомство сегодня недополучает 15% денежных средств на реализацию госзадания по обучению всем специальностям. Кроме того, у нас много заявок на перевод в третью стоимостную группу других специальностей, в частности по информационной безопасности», – заметил заместитель руководителя департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Сергей Пилипенко. Он отметил, что переводить все специальности, на которые приходят заявки, в третью стоимостную группу возможности нет.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», председатель общественной организации «Федерация независимых профсоюзов России» (ФНПР) Михаил Шмаков отметил, что необходимость в увеличении финансирования специальностей по здравоохранению назрела давно, поскольку речь идет о здоровье граждан, и перевод медиков на более дорогое обучение отражено в поручении президента России. Он предложил направлять на обучение студентов-медиков и повышение квалификации практикующих врачей, в том числе суммы штрафов, наложенные на медицинские учреждения страховыми медицинскими компаниями.

Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), ответственный секретарь Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья Гузель Улумбекова подчеркнула, что вложение в подготовку медицинских кадров впоследствии может окупиться в семь раз, поскольку хорошо подготовленный специалист сможет оказать пациенту более качественную помощь на более ранних стадиях заболевания, что в свою очередь приведет к снижению смертности населения и последующему сокращению расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь.

В нашей стране уже созданы отечественные аналоги высотехнологичного симуляционного оборудования для медицинских студентов, и оно значительно дешевле, чем зарубежное. Так, чтобы создать симуляционный центр с среднем необходимо 450 млн руб., но некоторые отечественные вузы при закупке российского оборудования смогли сэкономить около 70 млн руб.

«Повышение качества подготовки и квалификации медицинских кадров – высокоэффективная статья расходов в системе здравоохранения. Это связано с тем, что предотвратимые ошибки медицинского персонала приносят колоссальный урон. Например, в США от этой причины погибают как минимум 210 тыс. пациентов, или 8% от всех умерших. Если экстраполировать эти данные напрямую на РФ, то это не менее 150 тыс. человек, что сопоставимо с числом умерших от внешних причин в 2015 г. (164 тыс. человек)», – сказала Гузель Улумбекова.

Эксперт ОНФ, депутат Госдумы Разиет Натхо подчеркнула, что вопрос о переведении медспециальностей, в частности клинической медицины, в третью стоимостную группу нужно рассматривать приоритетно. «Переход может осуществляться постепенно: в этом году – наиболее значимые специальности, в следующем – остальные. Главное – запустить процесс. Сомнений в том, что тянуть с этим нельзя, нет», – сказала она.

Подводя итоги встречи, эксперты договорились о том, что в ближайшее время Минздрав РФ и Минобразования РФ проработают вопрос о поэтапном увеличении базового норматива затрат на оказание госуслуг по подготовке студентов медвузов, предусмотрев ежегодный прирост указанного норматива на 10%. Минздрав в свою очередь должен определить приоритетные медицинские специальности, которые в первую очередь будут переведены в третью стоимостную группу. Средства будут направлены именно на подготовку таких студентов и преподавателей по этому направлению, а также на приобретение расходных материалов для этого оборудования.

Член Центрального штаба ОНФ, заместитель руководителя Исполкома ОНФ Наталья Костенко предложила, учитывая то, что симуляционное медицинское оборудование очень дорогое и переведение медобразования в третью стоимостную группу полностью не покроет затраты на его приобретение, выделить покупку такого оборудования в отдельную федеральную программу и включить в программу нового национального проекта в сфере здравоохранения, формирование которого сейчас обсуждается. С этой целью ОНФ обратится в Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам после того, как Минобразование и Минздрав вместе с экспертами ОНФ сформируют финансовое и методическое предложение в этой сфере.

«Думаю, что на площадке ОНФ мы еще неоднократно обсудим эту проблему и пути ее решения. И следующая встреча состоится уже в ближайшее время. В данном случае важно работать в том числе на перспективу – продумать механизм работы и предусмотреть возможные источники финансирования. ОНФ выработает предложения, как повысить качество практической подготовки студентов-медиков. Здоровье граждан – в приоритете социальной политики нашей страны, и, безусловно, мы должны сделать все для того, чтобы студенты медвузов получали все необходимые навыки, чтобы в будущем быть достойными представителями профессии врача не только в рамках нашей страны, но и всего мира», – подытожила Наталья Костенко.


Made on
Tilda