В Краснодарском региональном отделении Общероссийского народного фронта состоялось очередное заседание дискуссионного пресс-клуба под председательством члена Центрального штаба ОНФ, депутата Госдумы РФ Натальи Костенко, в котором приняли участие представители всех ведущих краевых СМИ. Тема, которая обсуждалась на площадке клуба, была предложена самими журналистами. Это недоработки в деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушения управляющими компаниями и ТСЖ действующего жилищного законодательства.
В обсуждении приняли участие представители контролирующих организаций: Государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор, Прокуратура, Управление по жилищным вопросам администрации города Краснодара. Также присутствовали депутаты Законодательного Собрания края.
Кубанские журналисты нередко получают жалобы от своих читателей, зрителей и слушателей на управляющие компании. По словам корреспондента информационного агентства «Федерал Пресс» Дмитрия Мирошникова, который недавно провел настоящее расследование в этом направлении, в Краснодаре были часты случаи, когда жильцы многоквартирных домов по несколько суток сидели без воды или электроэнергии из-за того, что управляющие компании накопили огромные долги или вовсе находились в предбанкротном состоянии. Журналист отметил, что инструменты борьбы жильцов с недобросовестными УК зачастую не работают. Компаниям удается удачно отстаивать свои интересы в судах, опираясь на фальсифицированные решения жильцов и немногочисленные группы своих сторонников в управляемых домах, которые часто у них и работают. Даже в случае наличия всех необходимых доказательств судебные разбирательства могут длиться годами. При этом у компаний есть средства на тяжбы и юристов, а собственники жилья не всегда могут потянуть эти издержки.
В ход идут также прямые угрозы и меры устрашения в отношении «непослушных» граждан, а также «слишком настойчивых» журналистов. К примеру, известному в Краснодаре медиаменеджеру Александру Лазаридису, вступившему в конфликт с ТСЖ «Надежда», неизвестные подожгли дверь квартиры. Полиция так и не смогла найти ответственных. По утверждению Александра, ТСЖ накопило огромную задолженность, а на организованных ею собраниях подделывались бюллетени. Кроме того, руководство ТСЖ пыталось обанкротиться, передав дом на управление аналогичной структуре с тем же руководством. Сейчас жильцы через суд пытаются отменить создание нового ТСЖ, а дело о поджоге так и не заведено.
Значительный резонанс получила и история противостояния жильцов и управляющей компании краснодарского «элитного» ЖК «Центральный». В прошлом году жильцы дома перегородили машинами улицу Буденного после того, как управляющая компания запретила им въезд на территорию двора. При этом часть территории подземной парковки была отдана УК под торговлю. Компания ссылалась на то, что за запрет въезда проголосовали около 70 % собственников. Жильцы утверждают, что подсчет голосов был заведомо не в их пользу, так как большая часть квартир в доме еще не распродана и принадлежит застройщику (Черноморская Финансовая компания), а УК действует в его интересах. Конфликт продолжается до сих пор. Буквально недавно жильцы пожаловались журналистам на то, что в доме в одном из жилых подъездов без их согласия создается хостел, который может стать источником круглосуточного шума и беспокойства.
Долгое время проблемами, возникшими в ЖК «Покровский» г. Краснодара занимается собственный корреспондент «РИА Новости» на Кубани Михаил Волкодав. Он вместе с жильцами одного из домов борется против рейдерского захвата 17-го этажа, который первоначально планировался как технический. Однако позже выяснилось, что этаж переоборудуется как жилой — при тесном «сотрудничестве» ЖКХ и застройщика. Отопительная система при этом претерпела изменения, и в квартирах стало холодно. Жильцы выступили против явного нарушения правил застройки и написали жалобы во все инстанции. Сейчас этим конфликтом занимаются Прокуратура и полиция, а также администрация города и контролирующие ведомства.
В адрес Натальи Костенко, как депутата Госдумы, тоже поступает немало жалоб на недобросовестную работу управляющих многоквартирными домами структур и ресурсоснабжающих компаний. Только за два месяца отопительного сезона было 5 обращений от жителей Краснодарского края на перебои и даже отключение теплоснабжения, а также отсутствие горячей воды. Причиной форс-мажоров почти везде оказалась задержка оплат УК за услуги ресурсных компаний при том, что жильцы оплачивали платежки вовремя. Депутатские запросы в ответственные за работу ЖКХ структуры сделали свое дело — проблемы заявителей в большинстве своем уже решены положительно. Хотя некоторые УК сейчас оказались в стадии банкротства.
На заседании дискуссионного пресс-клуба при ОНФ присутствовали не только журналисты и официальные лица, но и непосредственно сами жильцы «неблагополучных» домов. К примеру, заместитель председателя Совета дома № 97 по ул. 1 мая г. Краснодара Елена Рыбась, которая рассказала о том, что в их доме и микрорайоне уже стали нормой частые и долгие отключения электроэнергии. По словам Рыбась, управляющая компания даже не вникает в жалобы жильцов и не занимается ими, а просто перенаправляет их в энергоснабжающую организацию (НЭСК), где они бесследно пропадают.
Представителям официальных органов пришлось не столько рассказывать о своей работе с жалобами граждан в сфере ЖКХ, сколько разбирать вместе с журналистами конкретные примеры спорных ситуаций. В результате обсуждения было решено разместить в кубанских СМИ памятку для граждан - к кому и в каких случаях нужно обращаться при конфликтах с управляющими компаниями. А также специально подготовленную анкету для жильцов МКД, чтобы выявить актуальные и системные проблемы в этой сфере.
«Разговор получился очень содержательным и полезным, - отметила член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко. - В прошлом году в российское жилищное законодательство был внесен ряд важных изменений, призванных решить наиболее часто встречающиеся проблемы недобросовестного поведения управляющих компаний. Например, ограничен срок действия лицензий до 5 лет, введен строгий контроль за протоколами общих собраний жильцов, которые ранее постоянно «терялись» или фальсифицировались, четко прописан процесс передачи полномочий от одной управляющей компании к другой, введены серьезные штрафы для УК за неверный расчет платы в квитанциях. Все эти правовые изменения должны реально работать, а не оставаться на бумаге. И журналисты для нас в этом деле являются незаменимыми помощниками, поскольку работают «на земле», непосредственно общаются с людьми. Мониторинг наиболее частных нарушений прав собственников управляющими компаниями поможет нам проанализировать сложившуюся за год правоприменительную практику и скорректировать ее, а также, возможно, инициировать новые изменения в законодательство».